Государственные стандарты (ГОСТ) на мазут
-
Мазут, который получается путем переработки нефти, а также газоконденсатного сырья и продуктов вторичной переработки нефтепродуктов, в переводе с арабского неблагозвучно звучит как «отбросы», но, тем не менее, широко распространен в качестве топлива. Это нефтяное топливо используется:
- в паровых котлах
- в котельных установках
- в промышленных печах
- в качестве моторного топлива
- как бункерное топливо
- как флотский мазут
- для крейцкопфных дизелей
Наиболее известные и используемые сегодня виды мазута относятся к топочным, прямогонным, крекинг-мазутам, флотскому и печному бытовому топливу. Каждый из них имеет определенные характеристики, которые обеспечивают его безопасность для жизнедеятельности людей, экологии, т.е. их конечные качества соответствуют ГОСТ.
Общие требования ГОСТ
К числу наиболее характерных требований ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут» следует отнести: санитарно-гигиенические, пожаро- и взрывоопасность, обеспечение защиты работающих на производстве и транспортировке мазута (особенно органов дыхания, рук и ног рабочих), охрану атмосферы. Для мазута важны стандарты текучести и застываемости, определение высшей теплоты сгорания.
Основной показатель – вязкость, от которой зависит полнота сгорания, возможность загрузки в цистерны, эффективность действия форсунок и т.п. Содержание серы в топливе – еще один важный параметр: чем меньше серы в мазуте, тем лучше качество продукта и меньше дымовых газов. Стандарт вязкости колеблется от 8 до 80 мм2/с и измеряется при температуре 100°С. Сера в составе мазута не должна превышать 3,5%. В зависимости от данных стандартов, а также от того, где и в какой среде будет использоваться мазут, каково в нем содержание серы и зольности разрабатываются определенные его марки.
Мазут М100 ГОСТ 10585-75
Марка М-100 – топливная, применяется для транспорта и различных котельных установок. Нефтепродукту этой марки присущи: незначительное число примесей, малозольность, отсутствие водорастворимых кислот и щелочей. Температура застывания топочного мазута по ГОСТУ 10585-99 определена в 25°С, а вспышки – в 110°С. Сера здесь содержится в предельных значениях 3,5%. Транспортировать данную марку топлива можно в цистернах по железной дороге и битумовозах.
В отличие от М-100 мазут флотский обладает более низкими вязкостью, температурой застывания, зольностью и калорийностью, поскольку представляют собой смесь продуктов первичной и вторичной перегонки нефти, включая дизельные фракции. Это обусловлено применением флотского мазута в судовых дизелях и газотурбинных установках. В соответствии с ГОСТ производятся марки флотского мазута Ф5 и Ф12, где цифры обозначают условную вязкость при t=50°C. При этом существуют иные параметры, специально подобранные для конкретных морей.Из М-100 получают марку М-40, добавив в него дизельное топливо. Основные качественные характеристики топочного мазута М 40 по ГОСТ намного превосходят М-100. Он обладает меньшей вязкостью, поскольку дизельные «добавки» на 10-15% увеличивают его «текучесть» и снижают температуру застывания. Ниже у него и температура вспышки.
Смотрите также: Акции Газпрома Акции Сбербанка Стоимость нефти сегодня