Олигопсония

Главная » Полезные статьи » Олигопсония

  • Совершенная конкуренция, при которой множество производителей предлагают свои товары не меньшему числу покупателей, присутствует далеко не во всех сферах экономики.

    Монополистические тенденции диктуются естественной экономической целесообразностью: без государственного регулирования крупные производители давно бы поглотили мелких – на их стороне лучшие технологии, лучшие кадры и возможность демпинговать цены благодаря эффекту масштаба. Но наличие монопольных и олигопольных производителей на одних рынках имеет обратную сторону: на своих ресурсных рынках они выступают в качестве покупателей, и тогда возникает ситуация олигопсоний и монопсоний.

    Олигопсония

    Олигопсония и монопсония

    На основе сочетания двух позиций («моно» – один, и «олиго» – мало) по двум факторам экономического баланса (продавцы и покупатели) выделяют четыре типа несовершенной конкуренции:

    - монополия – когда один продавец уникальной продукции диктует цену покупателям, и они вынуждены ее принять;

    - олигополия – когда на рынке присутствуют несколько продавцов и множество покупателей, которые вольны выбирать между ними, что обеспечивает рациональное формирование цены, но не исключает возможности спекуляций (баланс между продавцами устоялся, и они склонны завышать цены, пока равновесие не нарушит один из них);

    - монопсония – единственный покупатель диктует цену своим поставщикам, и им приходится с ней согласиться, поскольку иначе не смогут сбыть свою продукцию;

    - олигопсония – несколько покупателей на рынке противостоят множеству продавцов: расценки завышены, поскольку каждый покупатель не зависит от конкретного продавца и может легко отказаться от его услуг; но при этом находятся на приблизительно равновесном уровне – иначе все продавцы будут стремиться работать с покупателем, у которого будет лучшая ценовая политика.

    Олигополия и олигопсония

    Олигополия и олигопсония тесно взаимосвязаны – олигополистический производитель – это зачастую олигопсонист для своих поставщиков. Еще одна общая черта: конкурирующие олигопсонисты, как и олигополисты, отлично понимают зависимость друг от друга, а потому не стремятся нарушить существующий баланс.

    Олигопсония – это несовершенная конкурентная среда с вялой конкуренцией между покупателями и активной – между продавцами.

    Примеры олигопсонии:

    - автомобильные заводы – олигопсонисты по отношению к производителям шин, иолигополисты – по отношению к конечным потребителям;

    - авиастроительные компании (аналогично);

    - рынок труда, где ограниченное количество работодателей диктует цену на рабочую силу;

    - перерабатывающие предприятия пищевой промышленности – по отношению к сельскохозяйственным.

    Предприятия-олигопсонисты склонны к занижению цен на потребляемые товары и услуги, но, поскольку они не могут предсказать поведение других олигопсонистов в отрасли, данное занижение находится в разумных пределах. В противном случае становится возможным вмешательство «третьей силы» – государства в лице антимонопольного комитета или профсоюзов (особенно ярко это проявлялось на заре их становления).



    Смотрите также:


    Комментировать