Монопсония – «диктатура» покупателя?

Главная » Обзоры рынка » Монопсония – «диктатура» покупателя?

  • В ситуации несовершенной конкуренции у покупателя либо у продавца появляется возможность оказывать влияние на формирование рыночной цены, эта способность получила название «рыночная власть»: монополия и монопсония – ее основные проявления. Если монополия – это абсолютная рыночная власть единственного продавца, то монопсония может рассматриваться как своеобразная диктатура покупателя.

    Особенности и признаки монопсонии

    Монопсония как модель рынка характеризуется наличием множества продавцов и единственного покупателя. Этим, собственно, и обусловлены признаки и особенности монопсонии:

    • власть монопсониста над ценой не абсолютна, и ее степень зависит от особенностей товара и уровня эластичности его предложения: чем ниже эластичность – тем выше власть монопсониста;
    •  монопсонист решает проблему максимизации экономического эффекта от использования своей рыночной власти, поэтому вынужден учитывать характеристики конъюнктуры рынка, издержки производства, размерымаржинальной прибыли продавцов и др.;
    •  монопсонист выбирает то количество продукции, при котором максимизируетсяэкономический эффект от покупки (в качестве которого рассматривается разница между реальной стоимостью товара, и уплаченной за него ценой);
    •  фирмы-продавцы на монопсонистическом рынке решают проблему максимизацииэкономического эффекта от выпускаемой продукции за счет снижения издержек производства, это стимулирует их искать пути оптимизации производственного процесса, что является положительным явлением;
    •  монопсонист ограничен в своих действиях возможностью межотраслевого перелива: его поставщики, будучи не удовлетворены нормой прибыли намонопсонистическом рынке, могут свернуть свой бизнес или перепрофилироватьсяна производство другой продукции.

    Таким образом, мы можем прийти к выводу, что диктатура покупателя не может быть абсолютной в силу действия естественных экономических ограничителей.

    Монопсония на рынке труда

    Наиболее яркие примеры монопсонистического поведения можно наблюдать на рынке трудовых ресурсов. В качестве покупателя-монопсониста выступает фирма, которая является основным работодателем на ограниченной территории (или единственный работодатель, заинтересованный в услугах определенной категории специалистов, которые больше нигде не могут трудоустроиться).

    Монопсония: График

    Рынок труда в условиях монопсонии характеризуется обязательным наличием одного либо нескольких ограничений: географических, отраслевых, квалификационных и даже гендерных или физиологических. Наиболее распространенным примером монопсониста на рынке трудовых ресурсов является единственное крупное производство в небольшом городке, либо единственная компания, выступающая, с одной стороны, монополистом на своем рынке сбыта, а с другой – ей требуются специфические специалисты, трудоустройство которых на других предприятиях по специальности просто невозможно.
    В качестве монопсониста может вступать и само государство: например, специалисты-учителя, в основном, могут быть задействованы в системе государственного образования (и лишь малый процент – в частных школах).

    Монопсонию на рынке труда ограничивают действия профсоюзов, а также возможность миграции трудоспособного населения либо переквалификации специалистов – власть монопсониста а рынке труда в силу этих причин также не является абсолютной.
    Покупатель-монопсонист движим соображениями экономической целесообразности, поэтому рыночная власть покупателя при монопсонии в настоящее время практически никогда не доходит до уровня «диктатуры».



    Смотрите также: Акции Газпрома Акции Сбербанка Стоимость нефти сегодня


    Комментировать