Фондоемкость – формула инвертированной фондоотдачи
-
Показатели фондоемкости и фондоотдачи – пара тесно взаимосвязанных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов, но, в то время как фондоотдача показывает участие основных фондов в формировании объема выпуска продукции в денежном выражении (или выручки, как показателя объема реализованной продукции в рублях), формула фондоемкости отражает участие основных фондов в каждом рубле реализованной или выпущенной продукции.
Формула расчета фондоемкости – это обратная формула фондоотдачи, и, как и фондоотдача, она может рассчитываться исходя из разных баз для расчета, в качестве которых могут выступать:
- объемы валовой;
- объемы товарной;
- объемы реализованной продукции.
Как рассчитать фондоемкость? Формулы для трех баз расчета
Три разновидности фондоемкости рассчитываются по следующим формулам:
- Фондоемкость по валовой продукции:
ФЕ = ОФ / ВП,
где ОФ – средняя стоимость основных фондов, задействованных в производстве;
ВП – валовая продукция в рублях. - Фондоемкость по товарной продукции:
ФЕ = ОФ / ТП,
где ТП – товарная продукция в денежном выражении. - Фондоемкость по реализованной продукции:
ФЕ = ОФ / РП = ОФ / В,
где РП – реализованная продукция в рублях или выручка (В).
Кроме того, фондоемкость можно представить как инвертированную фондоотдачу:
ФЕ = 1 / ФО,
где ФО – фондоотдача, рассчитанная по одной из трех баз.Необходимо подчеркнуть грань между разными показателями объема выпуска в денежном выражении: валовом, товарном или реализованном.
Показатель валовой продукции характеризует весь объем выпуска, вне зависимости от уровня готовности (то есть с учетом НЗП – незавершенного производства). Этот показатель наиболее точно характеризует отдачу и емкость фондов в выпуске.
Товарная продукция – это полностью готовый продукт на складе, который можно отгружать, как только найдется на него покупатель. Это промежуточный показатель, полезный с той точки зрения, что незавершенное призводство не может характеризовать эффективность работы предприятия с позиции потенциальных покупателей.
Реализованная продукция – это объем реализации в денежном выражении, то есть все средства, вырученные за произведенную и проданную продукцию. Польза этого показателя – в том, что он отражает конкурентные позиции предприятия на рынке: произвести можно сколь угодно продукции, но, если потребитель ее не купит, все это не будет иметь смысла. Данный показатель – наиболее жесткий.
Формула, полезная для менеджмента всех уровней
Фондоемкость показывает, сколько производственных основных фондов приходится на 1 рубль выпущенного (или реализованного) продукта. Этот показатель особенно полезен в отраслях с высокой капиталоемкостью. По сути, он показывает, насколько необходимо дополнительно обеспечить производственный процесс капиталовложениями для обеспечения роста производства на ту или иную величину.
Коэффициент фондоемкости, формула которого была так популярна в советские времена, сегодня слегка подзабыт и не пользуется популярностью среди новой генерации менеджеров. Тем не менее он чрезвычайно полезен, и позволяет оценить как перспективы капиталовложений для предприятия в целом, так и по отдельным производствам, цехам и участкам.
Смотрите также: Акции Газпрома Акции Сбербанка Стоимость нефти сегодня