Валовая маржа – важнейший показатель контроллинга и финансового менеджмента
-
Валовая маржа – один из важнейших показателей операционного анализа, нашедший широкое применение в финансовом менеджменте и контроллинге. Данный показатель фигурирует в экономической литературе под разными названиями: сумма покрытия, маржинальная прибыль, маржинальный доход, маржа – все это показатель разности выручки от реализации и переменных затрат. Валовая маржа показывает, на сколько выручка от реализации способна покрыть постоянные расходы и сформировать прибыль, именно поэтому в немецкой школе контроллинга ее принято называть суммой покрытия.
Формула валовой маржи
Валовая маржа – это промежуточный показатель прибыли, позволяющий дать количественную оценку результату деятельности предприятия – если он покрывает постоянные затраты и дает дополнительную прибыль – значит, бизнес работает эффективно.
Рассчитать ее можно двумя способами:
1. ВМ = ВР-Зпер,
где ВМ – валовая маржа,
ВР – выручка от реализации,
Зпер – сумма переменных затрат.Удельная валовая маржа (на единицу продукции) рассчитывается как разность цены и переменных затрат на единицу продукции.
2. ВМ = П + Зпост,
где П – прибыль,
Зпост – сумма постоянных затрат.Удельную валовую маржу по данному способу не рассчитывают, поскольку это требует предварительно найти прибыль и постоянные затраты на единицу, а это – не очень удобно.
Ступенчатый расчет валовой маржи
Маржинальная прибыль (сумма покрытия), может также рассчитываться ступенчато – это позволяет оценить вклад каждой продуктовой группы, производства или цеха в общий результат деятельности предприятия.
Такой подход широко распространен в контроллинге, и используется для принятия решений о целесообразности выпуска того или иного вида продукции, о премировании (либо депремировании) подразделений, и др.
Ступенчатый расчет валовой маржи зависит от организационной структуры предприятия и от целей, стоящих перед аналитиком. Пример такого расчета:
ВМ1 = ВР – Зпер;
ВМ2 = ВМ1 – Зп(пг);
ВМ3 = ВМ2 – Зп(ц);
ВМ4 (П) = ВМ3 – ОПЗ;
где ВМ1…4 – разные уровни валовой маржи, рассчитанной ступенчато (последний показатель – это прибыль);
Зп(пг) – постоянные затраты продуктовой группы;
Зп(ц) – постоянные затраты цеха;
ОПЗ – общепроизводственные затраты.Схема ступенчатого расчета зависит от классификации затрат, принятой на предприятии, а классификация, в свою очередь, определяется спецификой производства и организацией работы на предприятии, уровнем сложности его оргструктуры.
Коэффициент валовой маржи
Абсолютные показатели результата деятельности менее информативны, чем относительные. Коэффициент ВМ отражает экономическую эффективность, и позволяет отслеживать ее динамику в разных периодах (относительные показатели сглаживают инфляционное влияние), а также сравнивать с другими предприятиями в отрасли.
Коэффициент валовой маржи рассчитывается следующим образом:
КВМ = ВМ / ВР.Он показывает покрытие постоянных затрат и прибыли, заключенное в 1 рубле чистой выручки от продаж.
Показатель валовой маржи используется для расчета таких важных показателей финансового менеджмента как точка безубыточности и сила влияния операционного рычага.
Смотрите также: Стоимость нефти сегодня Акции втб стоимость сегодня Стоимость акций автоваза сегодня